23.01.09 Машинист локомотива

Машинист локомотива – специалист, управляющий товарными и пассажирскими поездами.

75_03_01.jpg

Основная деятельность машиниста связана с эксплуатацией и техническим обслуживанием локомотивов.

К основным обязанностям машиниста локомотива относятся:

  • эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов;
  • обеспечение безопасности движения при эксплуатации подвижного состава;
  • обеспечение техники безопасности на производственном участке;
  • оформление технической и технологической документации для изготовления отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог.

ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА

Наиболее важными личностными качествами, которыми должен обладать машинист локомотива, являются терпение, склонность к выполнению однообразных и монотонных действий, аккуратность, выносливость, ловкость, личная организованность и ответственность, методичность и последовательность при реализации работ.

 

К профессионально важным качествам машиниста локомотива относятся:

  • физическая сила;
  • отличное зрение и точный объемный глазомер;
  • тонкая чувствительность пальцев рук, хорошая координация рук;
  • умение переключать и концентрировать внимание;
  • высокая скорость принятия решений;
  • хорошая зрительная память;
  • хорошее пространственное воображение;
  • умение различать цвета;
  • развитая слуховая и логическая память;
  • эмоциональная устойчивость, решительность, смелость;
  • склонность к работе с техникой.

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Данная профессия не рекомендуется лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы с выраженной патологией, снижением остроты зрения, сужением полей зрения, нарушением бинокулярности и цветоощущения, хроническими болезнями уха, нарушениями в вестибулярном аппарате, ярко выраженной патологией опорно-двигательного аппарата, затрудняющей движение; лицам, страдающим бронхиальной астмой.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Машинист локомотива должен знать: устройство, принцип действия и конструктивные особенности оборудования подвижного состава; характерные виды повреждений подвижного состава и способы их предупреждения, определения и устранения; правила технической эксплуатации железных дорог и инструкции, регламентирующие безопасность движения, перевозок пассажиров и грузов; регламент действия работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях.

75_03_03.jpg

Машинист локомотива должен уметь:

  • эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать подвижной состав в соответствии с требованиями нормативных документов и техники безопасности;
  • выполнять работы, предусмотренные системами технического обслуживания и планово-предупредительными ремонтами; определять объемные и качественные показатели работы производственного участка;
  • организовывать работу производственного коллектива с соблюдением безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
  • работать с нормативными и правовыми документами, конструкторско-технологической документацией.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Машинисты локомотивов могут работать на железной дороге, в метрополитене, на крупных заводах, шахтах и других предприятиях, использующих железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

УСЛОВИЯ ТРУДА

Машинисты локомотива могут работать самостоятельно или в коллективе из нескольких специалистов.

Преимущественно представители данной профессии работают на открытом воздухе, при этом находясь непосредственно в салоне локомотива.

75_03_04.jpg

Движение на больших скоростях часто сопряжено с чрезвычайными ситуациями, поэтому машинисты всегда работают с помощниками. Маршруты дальнего следования делят на участке, и машинист обычно отвечает за определенный участок пути. Для машинистов местных линий и метрополитена предусмотрены специальные комнаты отдыха, в которых они могут поспать перед началом трудового дня, если график дежурств напряженный.

Для машинистов локомотивов предусмотрена специальная форма.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ

Работа машиниста связана с риском получения тяжелых травм в результате аварий. Рабочая поза машиниста – положение сидя, поэтому высока вероятность заболеваний опорно-двигательного аппарата. Часто график предполагает работу в ночное время. Работа в целом требует повышенного внимания и концентрации, сопряжена со стрессом.

ТРЕБУЕМОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Получить профессию машиниста локомотива можно в образовательных организациях среднего профессионального образования.

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Профессия машиниста локомотива является востребованной и хорошо оплачиваемой. По мере накопления опыта и совершенствования профессиональных качеств машинист может дорасти до начальника поездной бригады. Дальнейший карьерный рост связан с получением высшего образования по специальностям, связанным с эксплуатацией, обслуживанием или проектированием транспортных средств. Возможен и управленческий путь развития карьеры. В этом случае будет полезно получить образование по направлению «Менеджмент».