Роль службы примирения (медиации) техникума в воспитании и формировании социальной активности студентов

Бесконфликтное существование – идеал любого человеческого сообщества, сколь желанный, столь и недостижимый. Во всем мире не существует двух абсолютно одинаковых людей, которые полностью разделяли бы взгляды друг друга. В силу этого противоречия между людьми неизбежны и постоянно требуют разрешения. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р, отмечается необходимость оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Анализ совершенных несовершеннолетними правонарушений показывает, что первопричиной является КОНФЛИКТ. Нередко в результате конфликта страдает социальное, эмоциональное и психическое здоровье ребенка, нарушается отношение с людьми, изменяется отношение к себе и к окружающим людям. Ответственность за причиненный ребенку вред никто не несет, нередко социальная травма у ребенка проходит незамеченной взрослыми. Однако стандарты и эффективность работы организаций по защите прав и интересов детей, оказания им помощи в трудных ситуациях, лучшей социализации детей и подростков не отвечают потребностям современного общества, новым проблемам и вызовам.

В то же время правосудие в отношении детей остается по своей сути карательным (в основе – наказание!), зачастую усугубляя положение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства.

Медиация – способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального независимого лица – медиатора.

Медиативный подход – подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Служба примирения (медиации) – оформленная детско-взрослая команда, реализующая в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам и правонарушениям несовершеннолетних.

В настоящее время современное общество остро нуждается в гражданах, способных конструктивно взаимодействовать как в повседневной жизни, так и в случаях конфликтов разного происхождения. Для воспитания таких членов общества необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнёрства, начиная со школьной скамьи. Один из инструментов, способствующих достижению этой цели – служба медиации, которая в основу воспитания будущих поколений, закладывает гуманистические ценности, благополучие гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие.

В последнее время наблюдается рост числа конфликтов. Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, учениками и учителями. Но самое страшное – это конфликт в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации, учащиеся проявляют агрессию, конфронтацию, совершают противоправные действия. В тоже время конфликт становится своего рода бизнесом для части подростком, который провоцирует «стрелки», снимают их на видео, шантажируют ими и даже организуют ставки на участника в драке.

Проблема выявления причин конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. Одно из попыток разрешить сложившуюся ситуацию явилось создание Службы примирения (медиации).

На основе вышеизложенного специалистами техникума было принято решение о создании Службы примирения на базе нашего учреждения. На данный момент разрабатывается пакет документации, необходимой для работы Службы. Планируется обучение сотрудников техникума медиативным техникам. В данном процессе активное участие принимают студенты, входящие в студенческий совет техникума, они информируют о том, что такое медиация, доносят данную информацию до своих сверстников.

Мы надеемся, что создание такой модели не только поможет нам в профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся, но и обеспечит благоприятный психологический климат в Боготольском техникуме транспорта.

Вернуться